ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА БЕНЗИНОВ И ДИЗТОПЛИВ
Анализ фракционного состава посредством минидистиляции. Рассмотрен способ осуществления анализа фракционного состава нефтепродуктов посредством минидистиляции с использованием компьютерной системы |
Фракционная разгонка и анализ фракционного состава (теоретические аспекты). Рассмотрены основные показатели качества нефтепродуктов и возможность их расчета на основе фракционного состава и моделирования. |
О разработчиках |
Другие проекты. В настоящее время ведется работа по комплексной переработке органосодержащих отходов в высококалорийный топливный газ |
Фракционный состав бензина
влияет на пуск и длительность
прогрева двигателя после пуска,
приемистость двигателя и
динамичность автомобиля в целом,
полноту сгорания горючего и другие
эксплуатационные показатели. Эти
свойства бензина оценивают по пяти
характерным точкам кривой
фракционного состава: Тнк, Т10%, Т50%, Т90%,
Ткк. Легкие фракции нужны только на
период пуска и прогрева двигателя,
в дальнейшем они начинают
интенсивно испаряться в топливном
баке, бензопроводах. Вместе с
жидкостью через жиклер карбюратора
поступает пар, снижается
коэффициент наполнения цилиндров,
падает мощность, двигатель
перегревается. В топливоподающей
системе образуются паровые пробки,
возникают перебои в работе,
двигатель глохнет. Особенно это
часто наблюдается при
использовании зимних сортов
бензина летом. В связи с этим
количество легкокипящих
углеводородов в бензине
ограничивают; температура начала
кипения для всех сортов бензина
должна быть не ниже 35°С. Таким
образом, температура начала
перегонки характеризует наличие в
горючем наиболее легких фракций
углеводородов, обуславливающих его
летучесть, огнеопасность и
склонность к образованию паро-воздушных
пробок в топливной системе машины.
Температура начала перегонки
должна быть не ниже 35°С. Температура
перегонки 10% характеризует
пусковые качества бензина и его
склонность к образованию паро-воздушных
пробок в системе питания двигателя
и льда в карбюраторе. Чем ниже
температура перегонки 10% бензина,
тем лучше его пусковые свойства, но
тем больше опасность появления
паровых пробок в системе питания и
обледенения карбюратора. Для пуска
холодного двигателя необходимо,
чтобы 10 % бензина выкипало при
температуре не выше 55°С (зимний
сорт) и 70°С (летний). Температура
перегонки 50% бензина характеризует
его среднюю испаряемость, прогрев,
устойчивость работы двигателя и на
обледенение карбюратора. Чем ниже
температура перегонки 50% бензина,
тем выше его испаряемость, лучше
приемистость и устойчивость работы
двигателя на этом бензине, но тем
больше опасность обледенения
карбюратора. Основную часть
топлива называют рабочей фракцией (по
кривой разгонки от 10 до 90 %). От
испаряемости рабочей фракции
зависят образование горючей смеси
при разных режимах работы
двигателя, продолжительность
прогрева (перевода с холостого хода
под нагрузку), приемистость (возможность
быстрого перевода с одного режима
на другой). По стандарту рабочую
фракцию нормируют 50% точкой. Чем она
ниже, тем однороднее состав топлива
и горючей смеси по отдельным
цилиндрам, устойчивее работает
двигатель, лучше приемистость.
Температура перегонки 90% бензина
характеризует наличие в бензине
тяжелых, трудно испаряющихся
фракций. С повышением данной
температуры увеличивается расход
бензина, так как тяжелые фракции не
успевают испариться и сгореть,
больше бензина проникает в картер,
смывая масло со стенок цилиндра и
разжижая масло в картере, что ведет
к износу деталей и повышенному
расходу масла. Тяжелые
углеводороды (от 90% до конца
кипения) в топливе нежелательны, т.к.
испаряются не полностью. Оставаясь
в капельно-жидком состоянии, через
зазоры между цилиндром и
поршневыми кольцами они проникают
в картер двигателя, смывают
смазочную пленку, увеличивают
износ деталей, разжижают масло,
увеличивают расход топлива. Чем
меньше интервал температуры от 90%
до конца кипения, тем выше качество
топлива, меньше его склонность к
конденсации, лучше экономичность и
ниже темп изнашивания деталей
двигателя. Температура выкипания 90
% топлива характеризует так же его
склонность к конденсации, которую
часто называют точкой росы.
Фракционный состав дизельных
топлив оценивают аналогично
бензину. При уменьшении Т10% и Т50%
происходит ухудшение пусковых
свойств. Увеличение Т50% ведет к
снижению экономичности двигателя,
увеличению дымности выхлопных
газов. По Т90% можно судить о степени
нагарообразования, дымности,
экономичности. От фракционного
состава зависят качество
распыления и полнота сгорания. Если
в дизельном топливе много легких
углеводородов, нарушается процесс
сгорания. Тяжелое, высококипящее
топливо при распылении образует
более крупные капли, ухудшая
качество горючей смеси и повышая
расход топлива. Современные
форсированные дизели могут надежно
работать только на топливе
нормированного фракционного
состава: температура выкипания 95%
не должна быть выше 340-360°С. С
фракционным составом топлива тесно
связана температура вспышки, при
которой пары нефтепродукта с
воздухом образуют горючую смесь,
вспыхивающую при поднесении огня.
Цетановое число оказывает решающее
влияние на процесс сгорания
топлива. Оно характеризует
максимальное значение цикла,
экономичность и жесткость работы
дизеля. В случае низкого цетанового
числа используемого топлива
значительно ухудшаются
динамические показатели цикла
сгорания. Цетановое число
определяет не только характер
процесса сгорания при
установившейся работе, но и
пусковые качества топлива.
Нормальный пуск и мягкая работа
дизелей в летнее время
обеспечиваются топливом с
цетановым числом не менее 45 единиц.